РОЭЛ Консалтинг
«РОЭЛ Консалтинг» реализовала проект по разработке стратегии развития и оптимизации основных бизнес-процессов для Концерна Русэлпром
12 апреля 2017

«РОЭЛ Консалтинг» реализовала проект по разработке стратегии развития и оптимизации основных бизнес-процессов для Концерна Русэлпром

«РОЭЛ Консалтинг» завершил проект по развитию процессов взаимодействия с органами власти и международного сотрудничества для ООО «Национальный институт интеллектуальной собственности»
6 ноября 2016

«РОЭЛ Консалтинг» завершил проект по развитию процессов взаимодействия с органами власти и международного сотрудничества для ООО «Национальный институт интеллектуальной собственности»




Публикации

Эффективная промышленная политика – основной элемент регионального развития

В.Н. Тренёв, генеральный директор ЗАО «КГ «РОЭЛ Консалтинг» — Пленарное заседание Всероссийской конференции «Стратегия регионального развития России», 2 февраля 2007 года, г. Москва.


Вопросы региональной политики на современном этапе во многом ассоциируются с внедрением процесса долгосрочного и среднесрочного планирования социально-экономического развития регионов.

Мне представляется, что такая постановка вопроса достаточно узка, так как один процесс планирования сам по себе не обеспечивает устойчивого экономического роста.

Большинство регионов уже подготовили собственные стратегии социально-экономического развития. Полагаю, что к концу 2007 года практически у всех регионов стратегии будут разработаны.

Это значит, что основные усилия федеральных и региональных властей, бизнеса, экспертного сообщества должны быть направлены на обеспечение реализации разработанных стратегий социально-экономического развития регионов. Без этой работы процесс стратегического планирования регионального развития будет пустым и формальным.

В качестве основных задач обеспечения реализации разработанных стратегий социально-экономического развития регионов можно выделить следующие:

  • Обеспечение притока инвестиций в приоритетные сектора экономики.
  • Повышение инвестиционной привлекательности регионов.
  • Создание институциональной основы для обеспечения устойчивого экономического роста.
  • Эффективная региональная промышленная политика.

Повышение эффективности государственного управления, в том числе внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, в региональный бюджетный процесс.

Безусловно, когда мы переходим от разработки региональной стратегии к действиям по ее реализации, первоочередной задачей является повышение инвестиционной привлекательности региона и обеспечение притока инвестиций в те сектора экономики, которые определены в стратегии в качестве приоритетных. Приток инвестиций и реализация инвестиционных проектов нуждаются в комплексе институциональных условий, создающих основу для устойчивого экономического роста региона. В числе этих условий — сохранение и развитие собственного промышленного комплекса региона, обеспечивающего инновационный характер и мультипликативные эффекты экономического роста.

Можно сказать, что успех социально-экономического развития регионов России во многом зависит от наличия и эффективной реализации продуманной промышленной политики.

Именно этим вопросам — вопросам встраивания промышленной политики в региональное развитие — был посвящен круглый стол, организованный компанией «РОЭЛ Консалтинг» совместно с Минрегионом России 22 декабря 2006 года.

В работе круглого стола участвовали представители Аппарата Правительства Российской Федерации, Минпромэнерго России, Минрегиона России, Минэкономразвития России, региональных органов государственной и муниципальной власти, представители бизнеса, ведущие эксперты по проблемам регионального развития.

В рамках работы круглого стола были обсуждены важнейшие аспекты современной промышленной политики, такие как:

  • региональные отраслевые кластеры в экономике России;
  • перспективы кластерной политики;
  • региональные точки роста и способы их активизации;
  • новые формы управления промышленным развитием;
  • подготовка кадров для реализации эффективной промышленной политики.

Направления реализации эффективной промышленной политики как основного элемента регионального развития.Формирование инфраструктур, обеспечивающих устойчивое развитие существующей промышленности и стимулирующих строительство новых предприятий.Организация бизнес-среды, благоприятной для развития национальной промышленности и обеспечивающей высокий уровень ее конкурентоспособности.Развитие региональных кластеров.Внедрение современной системы мониторинга процессов устойчивого развития в регионах.Формирование системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для современного промышленного комплекса России.

Во-первых, к числу первоочередных задач, требующих решения на федеральном уровне, относится формирование инфраструктур, обеспечивающих устойчивое развитие существующей промышленности и стимулирующих строительство новых предприятий.

Для этих целей необходимо учитывать, по меньшей мере, три фактора:глобальное позиционирование России, включающее анализ позиций российских компаний на мировых рынках и возможностей продвижения этих позиций, прежде всего с точки зрения национальной безопасности страны;разработку долгосрочных целей и стратегий развития промышленности и энергетики;современный анализ и прогноз развития ресурсной базы, необходимой для промышленного производства, включая человеческий капитал.

Инфраструктурный подход предполагает актуализацию нового портфеля ресурсов.

С одной стороны, инфраструктурный подход противоположен пространственно-территориальному подходу, а с другой — дополняет его. Для пространственно-территориального подхода характерно мышление в терминах областей, земель, площадей (площадок), дихотомии центр-периферия и т.п. Для инфраструктурного — значение имеют выделенные линии (инженерные коммуникации), узлы, пропускная способность (мощность) и т.д.

Развитая инфраструктура позволяет диверсифицировать риски поставок и сбыта. В этом кроется одна из причин широкого распространения инфраструктур в экономике эпохи глобализации. Действительно, в глобальной экономике выигрывает либо наиболее крупный игрок, либо наиболее мобильный. И тому, и другому нужна инфраструктура: первому — для контроля (захвата и удержания) рынков, второму — для маневра, реализации своей возможности быстрее остальных оказаться в наиболее выгодной для инвестирования точке, «снять сливки» и быстро переместиться в другое место. Поэтому регионам, избравшим в качестве конкурентной стратегии привлечение именно таких игроков, имеет смысл развивать свою инфраструктуру как часть более масштабной сети, включающей в себя «магистральные линии» глобальной экономики. А тем, кто хочет опираться на свои силы, очевидно, больше подойдет стратегия создания собственных центров «генерации» и локальной инфраструктуры.

Реализация государственной промышленной политики, в том числе её инфраструктурной составляющей, на региональном уровне должна основываться на проецировании общенациональных стратегических задач на конкретную локальную территорию. Иными словами, стратегии развития инфраструктур являются частью государственной промышленной политики, а программы и проекты по реализации данных стратегий, обеспечивающие снятие инфраструктурных ограничений промышленного развития регионов, есть ни что иное, как региональная промышленная политика.

Второй задачей при формировании и реализации эффективной промышленной политики, является организация бизнес-среды, благоприятной для развития национальной промышленности и обеспечивающей высокий уровень ее конкурентоспособности.

Одной из наиболее действенных мер по организации благоприятной для развития национальной промышленности бизнес-среды является развитие института частно-государственного партнерства. Правительством Российской Федерации одобрен долгосрочный комплекс мероприятий по развитию системы частно-государственного партнерства, разработанный Министерством экономического развития и торговли.

Перед предстоящим вступлением России в ВТО актуальным для отечественной промышленности является вопрос повышения ее конкурентоспособности.

Одним из возможных путей повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей является развитие системы национального и регионального брендинга, а также промышленного дизайна. В этом направлении активно работает Министерство экономического развития и торговли, подготовившее комплекс мер по развитию системы брендирования и промышленного дизайна. Развитие регионального брендинга позволит объединить продукцию местных товаропроизводителей под общие региональные товарные марки и вывести их в глобальные торговые сети, что повысит объемы продаж и позволит помочь региональному бизнесу стать игроком, сомасштабным для работы на глобальных рынках сбыта.

Важным направлением является организация бизнес-среды, обеспечивающей модель инновационного развития территорий. Такой подход способствует построению экономики, ориентированной на получение дохода от продажи технологий, высокотехнологичной продукции и услуг.

Для реализации промышленной политики, направленной на инновационное развитие, могут быть использованы такие инструменты как:

  • создание промышленных и технико-внедренческих зон;
  • развитие научных и технологических парков, бизес-инкубаторов, центров трансфера технологий;
  • создание региональных агентств по развитию территорий и привлечению инвестиций;
  • развитие кластеров.

Третье направление формирования и реализации эффективной промышленной политики заключается в развитии региональных кластеров как точек экономического роста. При рассмотрении региональной промышленной политики в контексте кластеров необходимо исходить из того, что кластеры — это точки роста в экономике, которые будут определять конкурентоспособность и перспективы развития регионов. Если, например, посмотреть на инновационные отрасли, они развиваются исключительно по модели кластеров.

Существуют три модели реализации кластерной политики на уровне региона.

Первая модель — это интеграция кластерного подхода в региональную стратегию социально-экономического развития.

Вторая модель — это использование кластерного подхода в отраслевых региональных стратегиях и программах. Эта модель базируется на той точке зрения, что стратегия — это не самое главное для развития регионов. У региона может и не быть собственной комплексной стратегии, но если он целенаправленно и функционально работает по отдельным направлениям в рамках федеральных отраслевых стратегий, успех будет более впечатляющий, чем при наличии собственной стратегии. Поэтому кластерная логика может использоваться в рамках развития отдельных отраслей.

И третья модель — когда регион может иметь отдельную кластерную политику.

Самая принципиальная проблема для реализации кластерного подхода состоит в том, что он предполагает совершенно новые компетенции со стороны региональной администрации, включающие политику так называемых гибких приоритетов и разработку региональных целевых программ нового поколения (потому что текущие региональные целевые программы не приспособлены к тому, чтобы развивать кластерную логику).

В России в потенциальных кластерах работает порядка 30% занятого населения. Это достаточно большой процент и существенный повод, чтобы начать формировать кластерную политику. Региональные кластеры как точки роста будут обеспечивать конкурентоспособность и процветание региона в среднесрочной перспективе.

Четвертым необходимым направлением промышленной политики является внедрение современной системы мониторинга процессов устойчивого развития в регионах.

В условиях глобальной конкуренции государство должно учитывать возможность экономических неудач, что требует от него при реализации промышленной политики обеспечения долгосрочного и комплексного прогнозирования рисков и системного воздействия на значимые для этих рисков факторы.

С этой проблемой на определенном этапе столкнулись все развитые страны, что позволило на международном уровне сформулировать Принципы устойчивого развития. В основе этих принципов лежит следующее правило: развитие территории должно быть основано на сохранении баланса трех видов ее основных ресурсов — экономических, природных, человеческих. Критическое снижение уровня любого из этих ресурсов, даже при высоких показателях по другим (в частности, экономическим ресурсам), позволяет прогнозировать неизбежное возникновение проблем в развитии региона. В России эти принципы пока почти не учитываются.

При организации системы мониторинга следует учитывать, что условия развития российских регионов столь различны, что применение единых показателей их развития невозможно. Система показателей регионального развития должна строиться с учетом типологии российских регионов.

Система мониторинга должна быть органично встроена в систему управления. Последствия неэффективного регионального управления не прогнозируемы в связи с отсутствием на региональном уровне системы сбора и обработки информации о реальных социально-экономических процессах. Информация собирается, но не для подготовки управленческих решений, а для отчетности. По этой причине степень достоверности данной информации невысока. Каждый орган власти собирает информацию для себя, системы информационного взаимодействия и общие стандарты ее сбора и накопления отсутствуют. Более того, информация собирается в форматах, непригодных для компьютерной обработки. Таким образом, можно говорить о том, что сегодня в принципе отсутствует возможность оперативного анализа реальной социально-экономической ситуации в регионах, подготовки эффективных управленческих решений и прогнозирования последствий их принятия.

Система государственного управления должна строиться на использовании механизмов сбора информации о предмете управления, о ее обработке, анализе, подготовке решений органов региональной власти и контроле результатов исполнения. Отсутствие механизмов сбора информации, межведомственного информационного обмена при подготовке решений, научной экспертизы готовящихся решений на предмет их долгосрочной безопасности и прочее говорит об отсутствии системы управления в целом.

Необходима разработка современной системы мониторинга, позволяющей получать своевременную и достоверную информацию о социально-экономических процессах, происходящих в регионах. Одним из путей решения данной задачи является создание информационно-аналитических систем регионального управления и мониторинга.

Пятое, завершающее мой список направление развития промышленной политики, связано непосредственно с возможностью эффективной реализации стратегий, программ и проектов. Речь идёт о системе подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для современного промышленного комплекса России.

Конкурентоспособность российской экономики возможна лишь при условии возрождения реального сектора экономики и переориентации финансового сектора на обслуживание промышленности.

Для реализации этой задачи требуется высококвалифицированные кадры. Весьма распространенным является мнение о том, что специалистов с высоким уровнем образования и интеллектуальным потенциалом в России сегодня более чем достаточно, что эти кадры в союзе с наукой позволят выйти из кризиса. Анализ реальной ситуации показывает, что с таким мнением трудно согласиться. В отраслях российской промышленности, определяющих научно-технический прогресс: приборостроении, точном машиностроении, станкоинструментальной промышленности, радиоэлектронике и других наукоемких отраслях, за годы реформ потеряно свыше 70% производственного персонала. На ряде предприятий и, прежде всего, оборонно-промышленного комплекса, сегодня сложилась критическая ситуация с сохранением накопленного за долгие годы научного, научно-технологического и производственного потенциала. Главной причиной такого положения является отсутствие необходимой преемственности поколений в работе, недостаточный приток молодых кадров.

Сложный переход России к рыночной децентрализованной экономике убедительно свидетельствует, что одна из основных причин ошибок и неудач заключается в недостатке квалифицированных руководящих кадров, имеющих не только специальные знания в определенной области производства, но также желающих и способных воспринять основные идеи экономического ведения хозяйства.

Наибольший эффект достигается в том случае, когда к управлению промышленным предприятием приходят специалисты, сочетающие инженерное и экономическое образование. Приоритетным направлением является подготовка и переподготовка руководителей и специалистов, способных обеспечить инновационное развитие предприятий, эффективное внедрение высоких технологий.

В современных условиях необходимы новые технологии подготовки кадров, базирующиеся на синтезе и систематизации образовательных и профессиональных достижений в рыночных условиях, предполагающие тесное взаимодействие отраслевой и вузовской науки со специалистами промышленных предприятий.

Таковы, на мой взгляд, основные направления промышленной политики на современном этапе.

Без комплекса мер по развитию промышленного потенциала регионов, непременно включающего действия по повышению инвестиционной привлекательности, формированию и развитию кластеров, стимулированию региональных точек роста, невозможно обеспечить эффективную реализацию разработанных стратегий социально-экономического развития регионов.

Этот вывод основан на практическом опыте работы, так как вопросы промышленной политики и регионального развития находятся в сфере непосредственных профессиональных интересов нашей компании.

Мы начинали свою деятельность с консультирования промышленных предприятий по таким направлениям, как:

  • повышение эффективности работы предприятий;
  • развитие новых видов бизнеса;
  • повышение капитализации.

Имеется успешный опыт работы на более чем 300 предприятиях.

Сейчас мы активно работаем не только с предприятиями, но и с региональными и муниципальными органами власти, разрабатывая для них стратегии и программы развития, включая комплексные и отраслевые.

Их реализация осуществляется, прежде всего, за счет:

программ повышения инвестиционной привлекательности;
программ развития отраслей реального сектора экономики и повышения капитализации территорий;
реализации инвестиционных проектов.

В заключении хочу отметить, что по итогам работы круглого стола, на основании обобщения предложений всех его участников были выработаны рекомендации по вопросам формирования и реализации региональной промышленной политики. Они опубликованы в сборнике материалов круглого стола.

© 1995—2024 «РОЭЛ Консалтинг»
Телефон/факс: +7 (495) 600-4256
Эл. почта: